Меморандум

В начале 1999 года по заданию руководства Кабинета Министров (премьер-министром был Виктор Ющенко) было проведено функциональное обследование Министерства здравоохранения Украины. Результаты обследования в виде законченного документа на украинском языке были предложены руководству Министерства здравоохранения. Однако лишь в 2002 году по инициативе Ассоциации психиатров Украины этот документ был опубликован в виде книги и предложен для ознакомления широкой медицинской общественности и украинским политикам. Авторы — молодые специалисты, получившие образование в Великобритании и США, не дождались публикации этой книги в собственной стране и эмигрировали. Документ нелицеприятно характеризует функциональную несостоятельность Министерства здравоохранения и предлагает пути исправления ситуации. Однако и сегодня вышеуказанный документ игнорируется руководством Министерства здравоохранения.

К сожалению, за прошедшие годы ситуация не изменилась. По-прежнему, руководство министерства считает единственной проблемой отрасли отсутствие необходимого финансирования. Буквально несколько недель тому назад это утверждал на съезде в Виннице министр Поляченко. Мы утверждаем, что финансирование пропасти не может дать положительный результат. Мы также утверждаем, что медицинская отрасль неэффективно использует те финансовые средства, которые вкладывает в нее украинский налогоплательщик. Неисследованная ни в структурном, ни в экономическом аспектах отрасль, в которой до сих пор не приняты современные принципы эпидемиологических оценок, и лишь декларирующая использование принципов доказательной медицины, находится в глубокой стагнации. В такой ситуации дополнительное финансирование не имеет смысла. На наш взгляд, жонглирование словами «страховая модель», «больничная касса», «медицинское предприятие» представляет серьезную опасность, поскольку зачастую произносится политиками или псевдо-специалистами, не обладающими серьезными системными знаниями. Так, пример скандинавских стран убеждает в эффективности бюджетного здравоохранения как национальной системы.

Нам представляется чрезвычайно опасным подходить к медицинской реформе в Украине без проведения серьезных предварительных исследований и строгого просчитывания результатов в экономических категориях. Министерство здравоохранения, являющееся сугубо исполнительным институтом, неспособно к подготовке обещанной Президентом медицинской реформы.

В последние годы было издано несколько книг украинских авторов, которые имеют непосредственное отношение к пониманию состояния медицинской отрасли в Украине и путей реформирования системы. К сожалению, все эти книги оказались невостребованными теми, кто принимает политические решения, в том числе и Министерством здравоохранения:

В связи с вышеизложенным мы предлагаем следующее:

  1. Руководство страны должно продемонстрировать украинскому обществу внятное (а не декларативное) проявление политической воли к реформе существующей сегодня системы здравоохранения.
  2. Необходимо создание специального Экспертного Совета при Премьер-министре Украины. Основные задачи Экспертного Совета:

Крайне необходимым является немедленная реорганизация структуры Министерства здравоохранения с целью повышения ее прозрачности, ликвидации избыточных звеньев и повышения эффективности работы структуры в целом.

Мы считаем необходимым осуществить, как минимум, следующее:

  1. оптимизацию статистической отчетности
  2. усиление министерства молодыми экономистами, прошедшими соответствующую подготовку за рубежом
  3. укрепление института Главных специалистов МЗ
  4. создание четкой вертикали профильных специалистов по схеме министерство-область-город

Основой реформирования медицинской системы в Украины должно быть трезвое, объективное, нелицеприятное отношение к ее современным реалиям. В частности, следует признать отсутствие в стране фундаментальной медицинской науки как таковой. Это необходимо хотя бы для того, чтобы спокойно игнорировать всевозможные «мнения» и «рекомендации» так называемых ученых, не имеющих никакого отношения к тому, что является современной медицинской наукой во всем цивилизованном мире. В связи с этим и только станет возможным снижение статуса Академии Медицинских наук, вплоть до ее ликвидации в будущем, а также цивилизованная модернизация ВАКа как института. Без этого реформирование медицинской практики нам представляется невозможным.

Необходимо в ближайшее время приступить к переосмыслению существующих в стране профессиональных образовательных программ и к введению новых программ, ранее в стране не существовавших. Так реформированная система медицинской практики в Украине должна включать в себя эффективную работу таких специалистов, как социальный работник для здравоохранения, специалист по медицинскому праву, исследователь-эпидемиолог, экономист (не путать с советскими экономистами) и т.д.

Без сомнения необходима регулярная работа с донорами, финансирующими исследовательские и новационные программы в украинском здравоохранении, участие в управлении программами доноров. По-видимому, эту функцию должен взять на себя Экспертный Совет. В рамках этой деятельности должны осуществляться регулярные встречи и донорские конференции вместе с представителями всех заинтересованных украинских ведомств.

С.Ф. Глузман

Приложение: I.
Конкретные предложения
II. Состав Экспертного Совета

I. Конкретные предложения

Формулирование аргументов о необходимости реформы системы:


Стратегия реформы:


Реформирование МЗ должно в себя включать:


Сопровождение реформационных шагов МЗ:


В качестве весомого аргумента для общества следует использовать информацию СБУ, МВД, КРУ и Счетной Палаты (демонстрация открытости системы!).


С целью упреждения ложной информации со стороны высокопоставленных противников реформы необходимо постоянно информировать о динамике ситуации Секретариат Президента, Премьер-министра, руководство Верховного Совета и Секретаря Совета Национальной Безопасности.

По всей видимости, необходимо провести в закрытом режиме серьезные дискуссии на следующие темы:


Риски при проведении реформы:

II. Состав Экспертного Совета

  1. Профессор Лехан Валерия Никитична, председатель Совета. Главный специалист Минздрава по организации и управлению здравоохранением
  2. Олег Петренко, секретарь Совета. Школа общественного здравоохранения Киево-Могилянской Академии
  3. Витренко Юрий Николаевич — Министерство экономики, начальник управления по вопросам гуманитарного развития
  4. Глузман Семен Фишелевич — Ассоциация психиатров Украины
  5. Гриненко Игорь Максимович — главный аналитик Управления «К» СБУ. Специализация — проблемы незаконного оборота наркотиков в мире
  6. Гук Андрей Петрович — руководитель медицинского проекта в USAID, советник Министра Здравоохранения Украины
  7. Бех Елена Анатольевна — офис Мирового Банка, координатор проектов, сектор гуманитарного развития
  8. Рудый Владимир Мирославович — специалист по правовым аспектам здравоохранения, директор проекта Европейского Союза «Финансирование и управление в сфере здравоохранения в Украине»
  9. Флиссак Ярослав Антонович — Счетная Палата, директор департамента по вопросам науки и гуманитарной сферы
  10. Гош Мридула (гражданка Индии, живет и работает в Украине более 20 лет) — специалист по проблемам СПИДа, директор Восточно-Европейского Института Развития
  11. Тарабукина Ирина Ивановна — Министерство труда и социальной политики, начальник департамента по делам инвалидов и пожилых
  12. Саломонсен Кристина — первый секретарь посольства Швеции, отвечает за социальные и медицинские программы. Располагает большими возможностями финансирования нашей деятельности
  13. Чонг Джефри — первый секретарь посольства Нидерландов, отвечает за социальные и медицинские программы. Располагает большими возможностями финансирования нашей деятельности.